Что такое юридическая консультация по телефону. Ценная помощь или "лохотрон"?
Юридические сайты сейчас пестрят такими предложениями: «Я юрист сайта. Задайте мне вопрос бесплатно» или так:
Сегодня хочу написать об изнанке телефонной юридической помощи. Делюсь личным опытом, ибо наболело.
- БУДУЧИ ЮРИСТОМ, ЗНАЯ ПРОБЛЕМУ ИЗНУТРИ, ОТВЕТСТВЕННО ЗАЯВЛЯЮ: БЫСТРО ОТВЕЧАТЬ С ПРИЕМЛЕМЫМ КАЧЕСТВОМ НА ВОПРОСЫ СЛУЧАЙНОГО ХАРАКТЕРА НЕ МОЖЕТ НИ ОДИН ЮРИСТ.
А модная глупость с размещением кнопок на сайтах - обычно просто дань маркетингу.
Правда о телефонных юридических консультациях
Как я работала юрисконсультом на телефоне
Несколько лет назад мне довелось трудиться в крупной консалтинговой фирме, которая занималась тем, что консультировала клиентов по телефону. Не всех, а только тех, кто оплачивал ежемесячный абонемент на консультационное обслуживание. Как правило, нашими услугами пользовались крупные предприятия. Думаю, они бы нам не платили, если бы могли то же самое получить бесплатно в интернете.
В отделе работало 5 юристов (все очень опытные и профессиональные), и вопросы распределялись между ними по узкой специализации, перед глазами имелась правовая база «Консультант+». Сиди да отвечай на вопросы.
НО КОНСУЛЬТИРОВАТЬ БЫЛО ТРУДНО. По статистике департамента, только на половину вопросов удавалось ответить сразу. Остальные обращения требовали того, чтобы взять паузу (иногда на полдня) и подготовить ответ, а иногда — обсудить с коллегами. В отделе была заметная текучка, поскольку новые специалисты, имевшие успешный опыт и хорошее портфолио, просто с трудом справлялись с таким режимом.
А причина проста: жизнь наша крайне разнообразна, законодательство запутанно, а судебная практика неоднозначна и постоянно меняется.
- АКТУАЛЬНЫЙ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ЛЮБОГО ЮРИСТА (УСПЕШНО ПРАКТИКУЮЩЕГО В НУЖНОЙ ОБЛАСТИ ПРАВА) НЕ ОХВАТЫВАЕТ И ПОЛОВИНЫ ВОЗМОЖНЫХ ТЕМ.
Даже просто ответ "да" или "нет" часто требует глубокого погружения в проблему. На личной встрече есть возможность хорошо подумать, проанализировать документы, заглянуть в закон и судебную практику. Дистанционная консультация по документам тоже позволяет провести нужную подготовку. Быстрые телефонные консультации этого не предполагают.
Как я тестировала сервис юридических консультаций по телефону у конкурентов
Однажды я попыталась опробовать подобный сервис у коллег и оставила свой телефон на сайте юридической фирмы.
- СО МНОЙ СВЯЗАЛАСЬ ВЕЖЛИВАЯ ДЕВУШКА, ВНИМАТЕЛЬНО ВЫСЛУШАЛА И ОТВЕТИЛА ПО СУЩЕСТВУ. К СОЖАЛЕНИЮ, НЕПРАВИЛЬНО.
Вопрос был простым и четко урегулированным, просто она его не знала и не имела времени изучить. И я даже не могу винить ее: возможно, она грамотный специалист, но решением руководителя поставлена в условия, когда вынуждена давать непродуманные советы по множеству случайных вопросов.
Быть может, вам повезет и именно вас проконсультируют правильно. Жаль только, что вы не узнаете об этом, пока не выполните рекомендацию. Такая вот русская рулетка.
Кто принимает заявки из интернета на юридические консультации по телефону
Вариант No1. Заказ юридической консультации на крупном портале
Если это информационный портал, не оказывающий собственных юридических услуг, то заявки на телефонные консультации он скорее всего передает юристам-партнерам, которые платят за каждое обращение. Примерно 150 рублей за штуку. Такая схема работы именуется «лидогенерацией».
- КАЧЕСТВО ОТВЕТОВ ЛИДОГЕНЕРАТОРА ОБЫЧНО НЕ ИНТЕРЕСУЕТ. ЕМУ ВАЖНО ЛИШЬ КОЛИЧЕСТВО ОБРАЩЕНИЙ, ПОЭТОМУ ТАМ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ САМЫЕ ЗАМАНЧИВЫЕ "ЗАМАНУШКИ".
Заявки (лиды) чаще всего не фильтруются по темам, или фильтруются очень условно (например, "общий поток - миграционное законодательство" или "общий поток - таможенное право"). Т. е. земельный вопрос могут передать уголовному адвокату, который ничего не понимает в земле. Лиды выкупаются заранее пакетами, поэтому просто отказаться адвокат не сможет — зря спишутся деньги. Вот и приходится выкручиваться тем, кто зачем-то согласился сотрудничать с такими ресурсами. Но могут, конечно, случайно передать и тому, кто знает правильный ответ.
Откуда мне все это известно?
- НАМ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ РЕГУЛЯРНО ПРИХОДЯТ КОММЕРЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ ЛИДОГЕНЕРАТОРОВ С ПОДРОБНЫМ ОПИСАНИЕМ СХЕМЫ РАБОТЫ. ЭТИ РЕСУРСЫ СОТРУДНИЧАЮТ СО ВСЕМИ, КТО ГОТОВ ПЛАТИТЬ ЗА ЛИДЫ.
Впрочем, не буду говорить обо всех. Возможно, есть и другие. Вообще, заранее прошу прощения у тех коллег, которые действительно стараются качественно и бесплатно консультировать по телефону всех желающих без всякой корыстной цели. А если не знают правильного ответа, то хотя бы признаются в этом. К сожалению, таких альтруистов не большинство.
Вариант No2. Заказ консультации на сайте юридической фирмы
Если это сайт обычной юридической фирмы, то она обрабатывает заявки самостоятельно. Вероятность качественного ответа возрастает, поскольку специализация компании видна. Но надо понимать, что бесплатная телефонная консультация самой фирме не нужна, это только способ установить контакт с потенциальным клиентом. А дальше все зависит от политики конторы:
2.1. Возможно, позвонит диспетчер, который пользуясь скриптами, попытается заманить вас на личную встречу.
2.2. Возможно, позвонит дежурный юрист и попытается сделать то же самое. Если вопрос важен, а общее впечатление от компании положительное, задумайтесь, может и правда стоит сходить.
2.3. Возможно, вам вообще не позвонят. Фирмы, которые размещают кнопки обратного звонка на сайте, бывает, не имеют сотрудников для обработки таких заявок.
2.4. Сложнее всего, если вас действительно попытаются проконсультировать. Такое тоже бывает. Вот только в качестве ответа юриста, обязанного быстро ответить на вопрос и не имеющего права признаться в своем неведении, нельзя быть уверенным, а, значит, консультация бесполезна. Об этом я уже писала выше.
А теперь немного рекламы, как водится )
Нам тоже можно позвонить, чтобы по телефону обсудить вопрос с юристом:
Эта опция предполагает не консультацию, а именно обсуждение вопроса. В отличие от звонка диспетчера, звонок юриста сокращает организационные издержки. Специалисту легче понять, какие именно услуги потребуются, чтобы решить проблему, сколько они стоят, является задача простой или сложной и т.д. Т. е. разговор получается более предметным, чем общение с администратором. Иногда юрист может и проконсультировать кратко по существу, если вопрос для него очевиден. Но настаивать на телефонной консультации не нужно, уж очень это небезопасная затея, и нашими правилами такое не предусмотрено.
Материал подготовила Татьяна Скворцова