Как узаконить старую нежилую постройку? «Амнистия» коммерческой недвижимости от ВАС РФ.
В ноябре 2012 года на сайте Высшего Арбитражного Суда было размещено Постановление Президиума ВАС от 25.09.2012 N 5698/12 по делу N А41-9398/11, которым фактически открыли дорогу для «амнистии» нежилых объектов, построенных до 01.01.1995г. на отведенных застройщикам земельных участках без получения соответствующих разрешений и ввода объектов в эксплуатацию.
Детальный анализ Постановления Президиума и появившейся на его основании судебной практики по легализации таких построек приведен в моем БЛОГЕ. Там же можно оставить комментарий.
Здесь же хотелось бы лишь кратко перечислить основные выводы, которые можно сделать из Постановления Президиума.
1.Высший суд исходит из того, что подобные объекты не являются самовольными постройками. Право собственности на них возникает не в силу признания его судом, а в силу законного строительства на отведенном земельном участки в соответствии с нормами закона, действовавшего на момент строительства.
2.Это означает, что право собственности на подобные объекты Росреестр обязан зарегистрировать без решения суда на основании заявления правообладателя и в соответствии со ст. 6 Федерального Закона 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государтсвенной регистрации прав на недвижимое имущество...». Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
3.Для регистрации права необходимо подтвердить законность строительства, т. е. представить следующие документы:
- документы о правах на земельный участок на момент строительства;
- документы, подтверждающие строительство хозспособом до 01.01.1995г. (кадастрвоый паспорт с указанием старой даты возведения, внутрихозяйственный акт или приказ о вводе в эксплуатацию, возможно, иные документы);
- разрешение на строительтсво или иной документ, исходящий от местной администрации или исполкома о санкционировании строительства (если есть);
- документы о правопреемстве, если постройка возводилась правопредшественником.
- прочие документы, которые всегда передаются в регистрирующий орган для регистрации прав (учредительные документы, документы о назначении директора, доверенности и т. д., их полный список есть на сайте Росреестра).
Отметим сразу, что четкого перечня документов Президиум не приводит, и вообще многие формулировки Постановления довольно расплывчаты. В связи с этим, не понятно, как же все-таки на практике Росреестр будет определять, какие документы достаточны для регистрации, а какие — нет. Особенно с учетом того, что старые бумаги бывают весьма разнообразны. Вообще само Постановление и практика его применения вызывает больше вопросов, чем дает ответов, поэтому, если тема действительно для Вас актуальна, рекомендуем все-такий перейти в БЛОГ и прочитать полную версию этой статьи.
Материал подготовили Татьяна Скворцова и Татьяна Новокрещенова.