Земельная реформа. Изменения в области образования земельных участков.
Проектом Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», который сейчас находится на рассмотрении в Государственной Думе и, вероятнее всего, в недалекой перспективе будет принят, предусмотрен ряд крайне важных изменений земельного законодательства.
Эта небольшая статья посвящена реформе процедуры образования земельных участков. Подробнее об этом можно прочитать в моем БЛОГЕ. Об изменениях, касающихся непосредственно предоставления земельных участков, я постараюсь написать в следующих статьях.
Итак, по существу:
1. Во-первых, установлен четкий перечень документов, на основании которых должно выполняться образование земельных участков из государственных и муниципальных земель. А именно:
- проект межевания территории;
- схема расположения земельного участка;
- проектная документация о расположении границ лесных участков.
Эти документы существуют и сейчас, однако, по причине несовершенства юридической техники их правовое значение вызывает вопросы.
2. Во-вторых, внесены серьезнейшие изменения в процедуру подготовки и утверждения схем земельных участков (статьи 11.3, 39.15, 39.16 ЗК РФ в предлагаемой редакции). Самые значимые из них сводятся к следующему:
2.1. Заинтересованным лицам (например, собственникам зданий, сооружений) предлагается дать возможность самостоятельно разрабтывать схемы тех земельных участков, права на которые они могут приобрести без торгов. Орган власти данную схему, таким образом, не рисует, а только утверждает. Это, конечно, влечет для заявителей дополнительные расходы по оплате услуг геодезистов, но дает им возможность самим участвовать в определении для себя границ требуемого земельного участка.
2.2. Предпринята попытка законодательно установить четкий перечень оснований для отказа в утверждении схемы, предложенной заинтересованным лицом. И в этом перечне, кстати, нет такого основания отказа, как слишком большая площадь земельного участка. Получается, что заинтересованное лицо может подготовить для себя схему сколь угодно большого участка, если это не нарушает ничьих прав, требований к образованию земельных участков и документов по планировке территории. Интересно, сохранится ли такой подход в окончательной редакции закона.
2.3. Все схемы должны выполняться по единой утвержденной форме, содержащей установленный набор сведений об участке.
2.4. Указано, что условием утверждения схемы не может быть согласование данной схемы иными лицами. Как при этом будут соблядаться права собственников соседних зданий, честно говоря, не понятно.
3. В-третьих, в статью 11.7 ЗК РФ включена норма о перераспределении между земельными участками и неоформленными землями, что фактически наконец-то даст возможность двигать границы существующих участков, прошедших кадастровый учет во внесудебном порядке. Сейчас такую возможность законодательство почему-то не предусматривает. Трудно сказать, почему. Наверное, когда писали действующую редакцию Земельного Кодекса, об этом забыли подумать.
Подробный комментарий к названным изменениям можно прочитать ЗДЕСЬ, но в целом, хотелось бы отметить, что все они давно назрели и, с моей точки зрения, носят весьма позитивный характер.
Автор материала СкворцоваТатьяна Владимировна