Юридическая помощь по земельным вопросам

(351) 233-50-35

Скворцова Автор статьи:

Скворцова Татьяна Владимировна

Земельный юрист. Стаж с 2004 г.

+7(908)080-00-35

Предельные размеры земельных участков после марта 2015 года

Федеральным законом №171-ФЗ (тем самым, которым внесены масштабные изменения в Земельный кодекс), с 01 марта 2015 года признана утратившей силу статья 33 ЗК РФ, на основании которой региональными и местным властям было дано право своими нормативными актами устанавливать предельные размеры земельных участков и нормы отвода земли для разных видов деятельности.

Кроме того, 15 апреля 2015 года в Челябинской области был принят новый областной закон «О земельных отношениях» от 13.04.2015 №154-ЗО (далее, Областной закон), призванный взамен старого урегулировать вопрос о предельных размерах земельных участков. Что же изменилось после появления названных нормативных актов?

Базовыми нормами права о регулировании предельных размеров земельных участков были и остались пункты 1, 2 статьи 11.9 ЗК РФ, в силу которых предельные размеры земельных участков, на которые распространяется действие градостроительных регламентов, регулируются Правилами землепользования и застройки, а предельные размеры иных участков определяются в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, нормативные акты субъектов федерации и муниципальных оборазований, устанавливающие предельный размер земельных участков, могли и могут применяться только в том случае, если полномочие по установлению данных предельных размеров передано федеральным законом на соответствующий уровень.

После утраты силы статьей 33 ЗК РФ, таких случаев осталось несколько. Разберем по порядку.

1. Для крестьянского (фермерского) хозяйства.

В силу п. 6.1. (введенного Федеральным законом №171-ФЗ) ст. 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предельные размеры земельных участков, предоставляемых для КФХ определяются законами субъектов Российской Федерации. Аналогичное правило и ранее существовало в статье 33 ЗК РФ.

Для Челябинской области новым Областным законом минимальный размер участка для крестьянского (фермерского) хозяйства установлен 50 соток, а максимальный — 150 га (с учетом исключений, предусмотренных законами). Законом «О земельных отношениях» от 28.04.2011 (старым Областным законом) были предусмотрены такие же нормы. Существенных изменений в этой части не произошло.

2. Для личного подсобного хозяйства.

В силу п.4 ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» предельные размеры земельных участков, предоставялемых гражданам в собственность для ЛПХ, определяются нормативными актами органов местного самоуправления. Таким образом, для города Челябинска в этой части продолжает действовать решение Челябинской городской думы от 26.12.2006 N 18/24, устанавливающее следующие размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для личного подсобного хозяйства из государственной или муниципальной собственности: 2 сотки — минимальный размер, 20 соток — максимальный размер.

Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» региональным и федеральным законами регламентируется максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Для Челябинской области, в силу положений нового Областного закона этот размер установлен в 2,5 га (максимально возможный размер, соответствующий требованиям федерального законодательства). В старом областном законе была такая же норма.

3. Для земель сельскохозяйственного назначения

В силу п.1 ст. 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 №101-ФЗ законами субъектов федерации устанавливается минимальный размер вновь образуемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Областным законом (п.1 ст. 7) он установлен в размере 50 соток. Этот размер соответствует минимальному размеру земельных участков, предоставляемых для крестьянского (фермерского) хозяйства, таким образом, противоречий с нормативными актами о КФХ не возникает. На земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, имеющие вид разрешенного использования для гаражного строительства, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства, данные нормы не распространяются (абз. 2 п.1. ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохрзяйственного назначения» от 24.07.2002 №101-ФЗ), что создает возможность для специального регулирования предельных размеров земельных участков для указанных видов деятельности.

Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определено, что максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не менее чем 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков. Областным законом указанный размер не увеличен.

4. Для бесплатного предоставления гражданам в собственность в случаях, определенных подпунктами 6,7 ст. 39.5. ЗК РФ

Частью 2 ст. 39.19 ЗК РФ предусмотрено право субъектов федерации путем принятия соответствующих законов устанавливать предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренным подпунктами 6 и 7 ст. 39.5 ЗК РФ.

4.1. Подпункт 6 ст. 39.5 ЗК РФ регулирует предоставление земельных участков семьям, имеющим трех и более детей.

Для граждан, имеющих трех и более детей, предельные размеры земельных участков по прежнему определяются Законом Челябинской области "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области" от 28.04.2011 №12-ЗО и составляют от 6 до 10 (минимальный размер) и от 20 до 30 соток (максимальный размер) для разных случаев.

4.2. Подпункт 7 статьи 39.5. ЗК РФ касается всех иных случаев, прямо не указанных в ст. 39.5 ЗК РФ, когда гражданин на основании федерального или регионального закона вправе претендовать на бесплатное получение земельного участка в собственность. Наиболее распространенными ситуациями бесплатного получения земли гражданами в соответствии с данным пунктом являются:

  • оформление земельных прав садоводами старых садовых товариществ путем получения постановления органа местного самоуправления на основании п. 20 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» (не путать с регистрацией прав на основании государственого акта или иного документа на землю). В силу п. 2 ст. 9 Областного закона, для этих случаев установлены следующие максимальные размеры земельных участков:

- для дачного строительства — до 30 соток;
- для садоводства — до 15 соток;
- для огородничества — до 50 соток.

  • Оформление земли гражданами-собственниками жилых домов, права на которые возникли до введения в действие Земельного Кодекса РФ (п. 4 ст. 3 Федерального закона о введении в действие ЗК РФ). Отметим, что до 01.03.2015 правом на бесплатное приобретение земли по данному основанию обладали граждане, имеющие дома, права на которые возникли до 1990 года. Для этого случая минимальные и максимальные нормы предоставления Областным законом о земельных отношениях почему-то не установлены. Ранее они определялись на основании актов органов местного самоуправления, и для территории города Челябинска в силу Решения Челябинской городской думы от 26.12.2006 N 18/24 составляли 20 соток (максимальный размер) и 2 сотки (минимальный размер). Полагаю, что сейчас предельные размеры таких земельных участков должны будут определяться Правилами землепользования и застройки.
  • Другие ситуации.

Предельные размеры земельных участков для случаев их платного предоставления или бесплатного предоставления по основаниям, не указанным в пунктах 6,7 ст. 39.5. ЗК РФ, теперь регулируются Правилами землепользования и застройки индивидуально для каждой территориальной зоны. Это значит, что, например, платный выкуп земли собственником жилого дома теперь не ограничивается единым для всего муниципального образования предельным размером. По моему мнению, это является основным нововведением в регулировании данного вопроса.

Полагаю, что региональные и местные нормативные акты, ранее принятые во исполнение ст. 33 ЗК РФ (такие, как, например, Решение Челябинской городской думы от 26.12.2006 N 18/24) могут продолжать применяться не безоглядно, а лишь в той части, в которой они не противоречат изменившемуся федеральному законодательству.

Автор материала СкворцоваТатьяна Владимировна


Записаться на консультацию к автору статьи можно по телефону

тел, WhatsApp: 8-908-080-00-35

 e-mail: practica74@bk.ru

ВАРИАНТЫ ПОМОЩИ (В ТОМ ЧИСЛЕ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ИЗ ЧЕЛЯБИНСКА):

  • Обсуждение в пределах 10 минут - бесплатно (без просмотра документов, не является консультацией);
  • Устная консультация (лично или по телефону) - 2000 руб./час. (для телефонной консультации документы предварительно высылаются на электронную почту, оплата производится безналичным путем);
  • Письменный разбор ситуации со ссылками на закон и судебную практику. Разработка пошагового плана действий с учетом рисков. Ответ направляется на электронную почту. - от 10 000 руб. (отличается от правового заключения отсутствием "красивого оформления" и более низкой ценой)
  • Подготовка иска, жалобы, отзыв или другого судебного документа по земельному спору, разработка позиции по делу  - от 12 000 руб. до 30 000 руб;
  • Разработка сложного договора с земельной спецификой  - от 10 000 руб.;

Об авторе подробнее здесь