В какой суд подать административный иск о предоставлении земельного участка?
Ситуация:
Имеется административный спор о земле (например, администрация отказывает в предоставлении земельного участка, а заявитель желает оспорить отказ). Администрация находится в одном районе города, а земельный участок – в другом (это характерная ситуация для городов, разделенных на районы). Возникает вопрос: в какой районный суд подавать иск – по месту нахождения участка или по месту нахождения органа, решение которого оспаривается?
Ответ: Подавать административный иск нужно по месту нахождения участка.
Применяемые нормы права:
П. 2 ст. 22 КАС РФ:
В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления (…), не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия (…), административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов (…).
Верховный суд в п. 8 Постановления Пленума от 27.09.2016 N 36, разъяснил эту норму следующим образом:
«В случае, если полномочия (…) органа местного самоуправления, (…) распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ)».
Таким образом обращаться нужно по месту нахождения участка. Однако проблема в том, что суды часто не желают учитывать названные нормы и разъяснения, поэтому на практике периодически возникают курьезные и даже совершенно дикие ситуации.
Трудности применения и случаи из жизни.
Общая норма о предъявлении административных исков (п.1 ст. 22 КАС РФ) требует обращения в суд по месту нахождения органа власти. Она перекочевала в относительно свежий КАС РФ из старого ГПК РФ. Специальная норма, которая устанавливает исключение из этого правила (п.2 ст. 22 КАС РФ), появилась относительно недавно. Разъяснения к ней – еще позже.
В итоге за много лет у самих судей сложилась привычка, что все иски к органам власти ВСЕГДА подаются по месту нахождения органов власти. Судьи других судов зачастую просто не умеют рассматривать подобные дела и всеми силами стараются не принимать к производству.
Не так давно в моей практике возникла подобная ситуация.
Мы обратились в суд с административным иском по месту нахождения участка. При этом участок располагался не в том районе города, в котором находилась администрация. Нам вернули иск, указав, что подавать его необходимо по месту нахождения органа власти.
Ну что ж, бывает. Мы подали частную жалобу на определение о возвращении иска, но одновременно все же направили новое исковое заявление в суд по месту нахождения органа власти, рассудив, что хуже не будет.
Суд по месту нахождения органа власти опять вернул иск, указав, что мы должны были обращаться в суд по месту нахождения участка. Хм. В общем-то разумно, хоть уже и смешно.
Мы снова подали частную жалобу на определение второго суда о возвращении иска. Ну так, на всякий случай. Если судьи первой инстанции не могут разобраться между собой, кто должен рассматривать дело, то пусть разберется апелляция.
Кроме того, чтобы сэкономить время и помня, что частные жалобы рассматриваются долго, мы решили дополнительно подать административный иск по месту жительства административного истца, ведь КАС РФ это допускает. Такое право административного истца прямо предусмотрено пунктом 3 ст. 24 КАС РФ. И чтобы вы думали? Нам опять вернули иск, предложив обратиться в суд ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНА ВЛАСТИ. Т.е. судья в третьем суде не только демонстративно отказался работать, но и подтвердил, что с пунктом 2 ст. 22 КАС РФ не знаком. Мы снова подали частную жалобу, чтобы судьям в апелляции стало совсем уж весело. Пусть посмотрят, как у них на территории работает первая инстанция.
История закончилась тем, что нам удовлетворили частную жалобу по первому иску, его приняли к производству в первом суде и вынесли решение в нашу пользу. В настоящий момент положительное решение устояло в апелляции, так что все хорошо, что хорошо кончается.
Однако эта ситуация не является уникальной. Буквально несколько недель спустя на консультации я узнала от клиентки, что у нее тоже вернули иск, поданный по месту нахождения участка в этой ситуации. Это был другой регион, но тот же противозаконный подход. Апелляция отменила определение о возвращении иска.
А недавно коллега рассказала мне, что ее буквально вынудили подать иск по месту нахождения администрации (т.е. не туда, куда нужно по закону). Более того, этот иск (явно неправильно поданный) рассмотрели, удовлетворили и решение устояло в апелляции.
Поэтому если вам доведется столкнуться с подобным бардаком в судах, не удивляйтесь. Все это, разумеется, очень неприятно, поскольку отнимает время, однако хотя бы не ведет к отказам. Незаконные определения о возврате иска нужно обязательно обжаловать, и дело в итоге примут к производству.
Желаю всем успехов.
Автор материала СкворцоваТатьяна Владимировна
Записаться на консультацию к автору статьи можно по телефону
тел, WhatsApp: 8-908-080-00-35
e-mail: practica74@bk.ru
ВАРИАНТЫ ПОМОЩИ (В ТОМ ЧИСЛЕ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ИЗ ЧЕЛЯБИНСКА):
- Обсуждение в пределах 10 минут - бесплатно (без просмотра документов, не является консультацией);
- Устная консультация (лично или по телефону) - 2000 руб./час. (для телефонной консультации документы предварительно высылаются на электронную почту, оплата производится безналичным путем);
- Письменный разбор ситуации со ссылками на закон и судебную практику. Разработка пошагового плана действий с учетом рисков. Ответ направляется на электронную почту. - от 10 000 руб. (отличается от правового заключения отсутствием "красивого оформления" и более низкой ценой)
- Подготовка иска, жалобы, отзыв или другого судебного документа по земельному спору, разработка позиции по делу - от 12 000 руб. до 30 000 руб;
- Разработка сложного договора с земельной спецификой - от 10 000 руб.;
Об авторе подробнее здесь