Как исключить участок из лесного фонда без суда
В этой статье я разберу одну из основных задач, которые призвана решать «лесная амнистия» – исключение участков из земель лесного фонда в случаях, когда ЕГРН не относит данный участок к лесному фонду, а государственный лесной реестр (ГЛР) – относит.
Отмечу сразу, что по России и по Московской области внесудебная практика по этому вопросу очень разная. Эта статья посвящена общероссийским тенденциям. О столичном регионе напишу позже.
Ситуация:
1. Земельный участок по сведениям ЕГРН относится к какой-либо нелесной категории, например, земли населенных пунктов или земли сельскохозяйственного назначения.
2. Участок впервые отведен до 01.01.2016 года, и догадаться, что это лес было никак невозможно.
3. Но по старым материалам лесоустройства, хранящимся в архивах «лесников», он накладывается на земли лесного фонда. О таком наложении собственники узнают, как правило, случайно. Например, когда обращаются за получением градостроительного плана, разрешения на строительство, техусловий и т.п.
Нормы права:
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона №172-ФЗ и ст. 4.6. Федерального закона о введении в действие Лесного кодекса РФ такой участок должен быть отнесен к той категории, которая указана в ЕГРН, и подлежит исключению из государственного лесного реестра. У этого правила есть исключения, предусмотренные пунктами 6,7 названной статьи, но мы сейчас не о них.
Правоприменение на практике:
Самая большая проблема применения этой нормы состоит в том, что на федеральном уровне нет внятной процедуры исключения таких участков из ГЛР. В реальной жизни ситуация выглядит так: у вас на руках хорошие документы на участок, где написано, что это, например, земли сельхозназначения. Но использовать вы его не можете, потому что по материалам лесоустройства участок накладывается на лесной фонд. Ну и что с этим делать дальше?
Более-менее четкая процедура применения «лесной амнистии» прописана только для тех случаев, когда менять категорию участка должен Росреестр (ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ).
В вашем же случае Росреестру менять нечего: по его данным с вашим участком и так все в порядке.
В вашем случае изменения нужно вносить не в ЕГРН, а в ГЛР (государтсвенный лесной реестр). И делает это региональный орган, уполномоченный в области лесных отношений (в Челябинской области – Управление лесного хозяйства, в Республике Башкортостан – Министерство лесного хозяйства, в Свердловской области – Минприроды СО и т.п.). И вот для этих органов в федеральном законодательстве не содержится никакой процедуры и четких сроков, по которым они должны исключать участок из ГЛР. Никаких внятных оснований отказа. Практически ничего, что позволяло бы поэтапно решить проблему.
Для решения задачи по приведению ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН по всей стране в 2017 году были созданы так называемые Рабочие группы, состоящие из представителей Росреестра, Рослесхоза, Рослесинфорга, региональных органов, уполномоченных в области лесных отношений.
Эти рабочие группы стали фактически прослойкой между собственниками земли и законом, неким кулуарным междусобойчиком, на которых решается судьба участков. Их деятельность не урегулирована федеральным законом, а урегулирована Письмом Рослесхоза N ИВ-03-54/13151, Росреестра N 26356-ВА/Д23и от 18.09.2017 "О направлении Указаний и форм отчетности о деятельности межведомственных рабочих групп в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ".
На этих рабочих группах принимаются решения о том, какой участок следует исключить из ГЛР, а какой – попытаться изъять через суд в пользу Российской Федерации (напомню, что РФ в силу ст. 8 ЛК РФ – собственник всех земель лесного фонда). По результатам рассмотрения участкам присваиваются коды от 01 до 12. Посмотреть их перечень можно здесь. А ознакомиться с Указаниями – здесь.
Присвоение кодов 01,02, 05-09 для вас хорошо, а присвоение кодов 10, 11 – плохо, т.к. последнее свидетельствует о том, что принято решение не только не исключать ваш участок из ГЛР, но и оспаривать права на него в суде. Скажу сразу, работая на Урале, я несколько раз видела присвоение участкам кодов 11.4. (оспаривание прав в суде по иным основаниям). Видеть присвоение кодов, которые позволяли бы решить проблему исключения участка из ГЛР во внесудебном порядке, мне не доводилось. Приходилось обращаться в суд. Но, может быть, просто не везло: ко мне ведь обращаются обычно с тяжелыми ситуациями.
Обратиться в Рабочую группу за рассмотрением вопроса об исключении участка из ГЛР можно обычно через Росреестр (специального порядка подачи обращений не существует). Повлиять на решение Рабочей группы какими-то письмами и аргументами вряд ли возможно, поскольку она не приглашает правообладателей на свои заседания, и вообще не имеет внятного регламента рассмотрения обращений (есть только Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который позволяет требовать, чтобы вам хоть что-нибудь ответили в течение 30 дней).
Кроме Рабочей группы в своем регионе с заявлением об исключении участка из ГЛР можно обратиться в региональный орган, уполномоченный в области лесных отношений, поскольку именно он ведет ГЛР и непосредственно выполняет включение/исключение из него участков, лесничеств и земель (п. 7 ст. 83 ЛК РФ).
Обращение можно мотивировать ст. 4.6. Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ», но надо понимать, что сформулирована она очень странно. Данная статься описывает лишь исключение из ГЛР лесных участков, а не земель лесного фонда. Между тем, это разные единицы учета. Кроме того, этот орган тоже не имеет регламента по рассмотрению подобных обращений: ни сроков рассмотрения, ни оснований удовлетворения заявлений или перечня оснований отказа.
Таким образом, необходимо признать, что в регионах, не имеющих собственных регламентов применения названных норм (а таких регионов большинство), порядка исключения участка из ГЛР в описанной ситуации не существует.
Это значит, что с высокой вероятностью применять «лесную амнистию» придется через суд. Судебную практику по таким делам на 2019 год я описывала вот ЗДЕСЬ. С тех пор практика, по моим впечатлениям, стала немного лучше, но все дела по наложению участков на лесной фонд все равно остаются сложными и непредсказуемыми. Постараюсь в ближайшее время сделать новую подборку практики.
Автор материала СкворцоваТатьяна Владимировна
Записаться на консультацию к автору статьи можно по телефону
тел, WhatsApp: 8-908-080-00-35
e-mail: practica74@bk.ru
ВАРИАНТЫ ПОМОЩИ (В ТОМ ЧИСЛЕ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ИЗ ЧЕЛЯБИНСКА):
- Обсуждение по телефону в пределах 10 минут - бесплатно (без просмотра документов, не является консультацией);
- Устная консультация (лично или по телефону) - 2000 руб. /час. (для телефонной консультации документы предварительно высылаются на электронную почту, оплата производится на карту или расчетный счет);
- Письменный разбор ситуации со ссылками на закон и судебную практику. Разработка пошагового плана действий с учетом рисков. Ответ направляется на электронную почту. - от 10 000 руб. (отличается от правового заключения отсутствием "красивого оформления" и более низкой ценой)
- Подготовка иска, жалобы, отзыв или другого судебного документа по земельному спору, разработка позиции по делу - от 12 000 руб. до 30 000 руб;
- Разработка сложного договора с земельной спецификой - от 10 000 руб.;
Об авторе подробнее здесь