Может ли администрация снять с кадастрового учета «ничейный» земельный участок?
Долгое время существовала практика снятия с кадастрового учета земельных участков, которые администрация начала оформлять, но потом передумала.
Пример:
Организация решила на торгах приобрести пустующий земельный участок, например, для сельскохозяйственного производства. Подготовила его схему и обратилась в местную администрацию с заявлением об ее утверждении. Администрация утвердила схему. Организация заказала кадастровые работы, поставила земельный участок на кадастровый учет и стала ждать информации о назначении торгов. Порядок действий подробнее здесь.
Но вместо того, чтобы провести торги, как положено по закону, администрация вдруг поменяла решение. Причина такой смены настроения может быть любой. Иногда она очевидна заявителю, но часто о ней можно лишь догадываться.
Так или иначе, администрация отменяет собственное распоряжение об утверждении схемы «в порядке самоконтроля» и обращается в кадастровую палату с заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учета.
Что должна сделать кадастровая палата в этом случае?
Если такой участок поставлен на кадастровый учет до 01.01.2017 (т.е. до вступления в силу Федерального закона «О регистрации недвижимости» №218-ФЗ), то он имеет статус «временный». Временный участок администрация может снять с учета по своему заявлению, если на него еще не оформлены права (п. 7 ст. 72 Федерального закона №218-ФЗ).
Если же участок поставлен на учет позже 01.01.2017, т.е. уже на основании Федерального закона №218-ФЗ, то статус «временный» ему не присваивается. Он сразу получает статус «актуальный», даже если права на него не зарегистрированы.
Актуальный земельный участок, на который не оформлены права, снимается с учета автоматически через пять лет после постановки (пункты 14,15 ст. 41 Федерального закона №218-ФЗ). До этого момента администрация не вправе снять его с учета. Такой процедуры в законе нет.
Некоторое время существовало мнение, что отсутствие в законе соответствующей процедуры может быть компенсировано судебным решением, принятым по иску администрации о снятии участка с кадастрового учета. Однако Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823 по делу N А55-12346/2017 такая практика признана порочной.
Фактически Верховный Суд разъяснил, что, если в законе нет необходимой процедуры, то суд не уполномочен ее выдумывать.
Таким образом, снятие земельных участков с кадастровго учета сильно осложнилось.
Обязаны ли суды применять позицию Судебной коллегии ВС в своих решениях?
Теоретически нет. Обязательными к применению являются только позиции Президиума Верховного Суда и Пленумов. Но практически, думаю, применять будут. Ведь суды стремятся к устойчивости своих решений и учитывают позицию более высокой инстанции.
Хорошо это или плохо?
Смотря для кого, как обычно. Снятие участка с кадастрового учета – это очень проблемный вопрос. Иногда добросовестный участник земельных отношений имеет такую потребность, поэтому жесткое ограничение в этой области мне представляется неверным. С другой стороны, в описанной ситуации, снятие участков с учета – это пространство для произвола администрации и создания необоснованных препятствий в оформлении прав на землю.
Подробнее о снятии участков с учета можно почитать в статье в моем блоге.
Автор материала СкворцоваТатьяна Владимировна
Записаться на консультацию к автору статьи можно по телефону
тел, WhatsApp: 8-908-080-00-35
e-mail: practica74@bk.ru
ВАРИАНТЫ ПОМОЩИ (В ТОМ ЧИСЛЕ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ИЗ ЧЕЛЯБИНСКА):
- Обсуждение в пределах 10 минут - бесплатно (без просмотра документов);
- Устная консультация (лично или по телефону) - 2000 руб./час. (для телефонной консультации документы предварительно высылаются на электронную почту, оплата производится безналичным путем);
- Письменный разбор ситуации со ссылками на закон и судебную практику. Разработка пошагового плана действий с учетом рисков. Ответ направляется на электронную почту. - от 10 000 руб. (отличается от правового заключения отсутствием "красивого оформления" и более низкой ценой)
- Подготовка иска, жалобы, отзыв или другого судебного документа по земельному спору, разработка позиции по делу - от 12 000 руб. до 30 000 руб;
- Разработка сложного договора с земельной спецификой - от 10 000 руб.;
Об авторе подробнее здесь