автор статьи: земельный юрист Татьяна Скворцова тел, WhatsApp 8-908-080-00-35 стаж с 2004 г. |
Как воспользоваться «лесной амнистией»?
Федеральный закон «о лесной амнистии» - это довольно масштабный и подробный нормативный акт, регулирующий разные ситуации. При таких обстоятельствах не существует единого рецепта для всех, позволяющего на основании данного закона решить все свои проблемы с лесными и нелесными участками. Постараюсь в этой статье описать наиболее типичные примеры.
ПРИМЕР №1.
Гражданину в древние времена (а именно до 08.08.2008 года) был предоставлен на каком-либо праве (в том числе в аренду) земельный участок для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства. Впоследствии выяснилось, что участок попал в границы лесничества или лесопарка. На этом основании гражданину отказывают в строительстве на данном участке. По указанной причине возникла необходимость изменить категорию участка.
РЕШЕНИЕ:
Данные в ЕГРН о категории земельного участка подлежат изменению (п. 5 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ в новой редакции). Участку должна быть присвоена категория «земли населенных пунктов» (если участок попал в границы населенного пункта) или «земли сельскохозяйственного назначения» (если не попал). Из лесного реестра участок должен быть исключен.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Все необходимые действия Росреестр по закону может выполнить и без участия правообладателя земельного участка. Однако если он этого не сделал, то нужно обратиться в Росреестр с соответствующим заявлением. Категория земли должна быть изменена при наличии одновременно следующих условий:
- участок должен иметь один из следующих видов разрешенного использования: для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства;
- участок должен быть предоставлен первому владельцу не позднее 08.08.2008. Если Вами участок был куплен у первого владельца после этой даты, ничего страшного, Вы все равно попадаете под "лесную амнистию";
- участок не должен по каким либо сведениям попадать в категорию ООПТ (особоохраняемые природные территории), а это значит, он не должен располагаться на территории заповедников, заказников, объектов культурного наследия и т.п.;
- если участок по каким-либо сведениям попадает в категорию земель промышленности, то на нем должен располагаться объект недвижимости, право собственности на который зарегистрировано, в противном случае применение "лесной амнистии" сильно усложняется;
- на участок сельскохозяйственного назначения не должно быть документально подтвержденных сведений о его нецелевом использовании;
Изменив категорию участка в ЕГРН, Росрестр обязан сам уведомить об этом орган по контролю и надзору в области лесных отношений (п. 12 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ в новой редакции).
Безусловно, в реальной жизни все может выглядеть совсем не так гладко, как на бумаге. Практика показывает, что в настоящее время все вопросы категорий земли и разрешенного использования очень запутаны и часто не укладываются в схемы, разработанные в кабинетах законотворцев. И все-таки, хочется надеяться, что в Вашем случае «лесная амнистия» поможет легко и быстро решить возникшую проблему.
Пример №2.
Гражданину или организации на праве собственности принадлежит здание, право на которое возникло до 01.01.2016, и собственник наконец собрался оформить права землю под своим объектом в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ. Однако в процессе оформления выяснилось (или всегда было известно), что здание расположено на землях лесного фонда, в связи с чем образование такого участка и его постановка на кадастровый учет сопровождались множеством сложностей.
Решение:
В соответствии со ст. 4.7. Федерального Закона «О введении в действие Лесного Кодекса» земельные участки под объектами недвижимости, возведенными не для нужд лесопользования, образуются в обычном порядке на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Пересечение границ образуемого участка с границами лесничества и лесопарка не является препятствием для его постановки а на кадастровый учет (п. 2 ст. 60.2 218-ФЗ)
Что делать:
1.Подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Лучше это сделать с помощью кадастрового инженера.
2.Обратиться в уполномоченный орган для ее утверждения. Кто является уполномоченным органом, см. ниже.
3.Уполномоченный орган обязан принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утвердить такую схему. При этом в решении о предварительном согласовании категория земли указывается, исходя из разрешенного использования здания. Перевод земли из земель лесного фонда в другую категорию не требуется.
4.Подготовить межевой план.
5.Обратиться в кадастровую палату с заявлением о кадастровом учете нужного участка.
6.Заключить договор аренды или купли-продажи земельного участка.
7.Зарегистрировать право.
В процессе оформления таких участков неизбежно возникает вопрос о том, какой орган вправе ими распорядиться, т. е. заключить договор аренды или купли-продажи земельного участка, а так же утвердить его схему в процессе образования. В силу положений Лесного Кодекса все участки, расположенные на землях лесного фонда, автоматически относятся к федеральной собственности (п. 1 ст. 8 Лесного Кодекса РФ). Распоряжение федеральным имуществом осуществляют территориальные управления Росимущества. Однако, в силу ст. 83 ЛК РФ большая часть функций по распоряжению лесными участками передана органам власти субъектов федерации, уполномоченным в области лесных отношений (для Челябинской области это Главное управление лесами). Таким образом, полагаю, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории тоже является функцией этого органа.
Однако не все так просто.
Во-первых, ст. 83 ЛК РФ передает региональному управлению лесами не любые функции по распоряжению лесными участками, а совершенно конкретные: предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда;
Таким образом, ничего не сказано о возможности данных органов заключать договоры купли-продажи участков под зданиями. И это неудивительно, ведь сама такая возможность появилась только сейчас на основании «лесной амнистии».
Во-вторых, необходимо учитывать, что после постановки такого земельного участка на кадастровый учет, его категория в силу закона должна изменится автоматически. Сохранится ли у «лесников» право заключить договор аренды такого участка? Если нет, то кто им будет распоряжаться? Гадать можно долго. Очень бы хотелось увидеть официальные разъяснения по этому вопросу.
Минэкономразвития таких разъяснений пока не дало.
Пример №3.
Гражданину (организации) в некие давние времена (до 01.01.2016 года) был предоставлен земельный участок на каком-либо праве. Участок был внесен в кадастр декларативно, а это значит, что ему был присвоен кадастровый номер, однако межевание сделано не было, и границы участка не были определены с помощью координат. И вот правообладатель решил сделать межевание и внести в кадастр точные сведения о границах своего участка, однако не смог: было выявлено пересечение границ его участка с границами лесного участка, лесничества или лесопарка.
Решение:
В силу пунктов 1,2 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ в новой редакции пересечение границ участка с границами лесничества или лесопарка не является препятствием для постановки земельного участка на кадастровый учет.
Что делать:
Обратиться в орган по кадастровому учету повторно с тем же заявлением об уточнении границ земельного участка. К заявлению, конечно, необходимо приложить межевой план. При этом кадастровый инженер вправе в своем заключении указать на наличие такого обстоятельства, как пересечение с границами лесничества или лесопарка. До 01.01.2023 года не требуется согласование с «лесниками» общей границы, если участок удовлетворяет критериям, описанным в Примере №1. Если участок не удовлетворяет данным критериям, то согласование проводить нужно, однако до 01.01.2023 «лесники» не могут отказать в согласовании, если площадь участка отличается от титульной (указанной в правоустанавливающем документе) менее, чем на 10% (пункты 9,10 ст. 10 Федерального закона №280-ФЗ).
Пример №4.
Участок вообще не состоит на кадастровом учете, при этом был предоставлен до 01.01.2016 года.
Решение:
Эта ситуация является странной и нетипичной. Все участки, отведенные до вступления в силу ЗК РФ, как правило, внесены в кадастр в порядке межведомственного информационного взаимодействия без участия их правообладателей и сейчас состоят на кадастровом учете хотя бы декларативно. Участки, отведенные после этой даты, всегда отводились только по результатам кадастрового учета. Таким образом, участков, отведенных на основании правоустанавливающих документов, но не состоящих на кадастровом учете практически не должно было остаться. Если же такая ситуация все-таки возникла, то ее необходимо разбирать индивидуально.
Пример №5
Судом было вынесено решение о лишении Вас права собственности на объект недвижимости на том основании, что он построен на лесных землях с нарушением лесного законодательства.
Решение:
Даже если решение суда уже вступило в законную силу, на основании норм нового закона можно заново предъявить иск о признании права собственности на утраченную недвижимость. Пока объект не снесен, за него можно бороться. К сожалению, никаких компенсаций бывшим владельцам снесенных объектов, закон не предусматривает.
Что делать?
Подготовить исковое заявление и обратиться в суд с требованием о признании права собственности.
Заключение:
Описать все ситуации, вытекающие из закона «о лесной амнистии» не представляется возможным. Как признают сами чиновники, в настоящее время этот закон работает «с большим скрипом», поскольку практика его применения пока не сформировалась. Если у Вас нет решения Вашей проблемы, запишитесь на консультацию к автору этого материала.
Материал подготовила Татьяна Скворцова
Записаться на консультацию к автору статьи можно по телефону
тел, WhatsApp: 8-908-080-00-35
e-mail: practica74@bk.ru
ВАРИАНТЫ ПОМОЩИ (В ТОМ ЧИСЛЕ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ИЗ ЧЕЛЯБИНСКА):
- Обсуждение в пределах 10 минут - бесплатно (без просмотра документов);
- Устная консультация (лично или по телефону) - 2000 руб./час. (для телефонной консультации документы предварительно высылаются на электронную почту, оплата производится безналичным путем);
- Письменный разбор ситуации со ссылками на закон и судебную практику. Разработка пошагового плана действий с учетом рисков. Ответ направляется на электронную почту. - от 10 000 руб. (отличается от правового заключения отсутствием "красивого оформления" и более низкой ценой)
- Подготовка иска, жалобы, отзыв или другого судебного документа по земельному спору, разработка позиции по делу - от 12 000 руб. до 30 000 руб;
- Разработка сложного договора с земельной спецификой - от 10 000 руб.;
Об авторе подробнее здесь