Скворцова Автор статьи:

Скворцова Татьяна Владимировна

Земельный юрист. Стаж с 2004 г.

+7(908)080-00-35

Наложение земельных и лесных участков. Примеры из закона "о лесной амнистии"

Законом «о лесной амнистии» внесено множество значимых изменений в Федеральный закон №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В частности, появилась новая статья 60.2, регулирующая различные случаи выявления пересечений лесных участков между собой и с земельными участками иных категорий. В этом материале мы разберем примеры конкретных ситуаций, которые теперь разрешаются на основании новой статьи 60.2 Федерального закона №218-ФЗ.

Пример №1.

Гражданину (организации) в некие давние времена (до 01.01.2016 года) был предоставлен земельный участок на каком-либо праве. Участок был внесен в кадастр декларативно, а это значит, что ему был присвоен кадастровый номер, однако межевание сделано не было, и границы участка не были определены с помощью координат. И вот правообладатель решил сделать межевание и внести в кадастр точные сведения о границах своего участка, однако не смог: было выявлено пересечение границ его участка с границами лесного участка, лесничества или лесопарка.

Разрешение проблемы в соответствии с новым законодательством.

По ранее действовавшему законодательству, до введения в действие нового закона «о лесной амнистии» заявителю должны были отказать в уточнении границ его участка в связи с пересечением границ другого участка (пп. 20, 21 п. 1 ст. 26, ст. 27 Федерального закона №218-ФЗ). В соответствии с новыми положениями закона отказ будет неправомерным. Земельный участок обязаны поставить на кадастровый учет, а граница лесного участка, лесничества и лесопарка должна быть соответствующим образом сдвинута (ч. 3, 11 ст. 60.2). Если лесной участок полностью попадает в границы земельного участка или пересекается с ним более чем на 95% площади лесного участка, лесной участок подлежит снятию с кадастрового учета (ч. 11, 12 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ)

Пример №2

Гражданину или организации на праве собственности принадлежит здание, право на которое возникло до 01.01.2016, и собственник наконец собрался оформить права землю под своим объектом в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ. Однако в момент постановки образуемого участка на кадастровый учет выяснилось, что его границы пересекают границы лесного участка, лесничества или лесопарка.

Разрешение проблемы в соответствии с новым законодательством.

До введения в действие нового закона «О лесной амнистии» заявителю должны были отказать в уточнении границ его участка в связи с пересечением границ другого участка (пп. 20, 21 п. 1 ст. 26, ст. 27 Федерального закона №218-ФЗ)
По новому законодательству образуемый участок обязаны поставить на кадастровый учет, несмотря на наличие выявленного пересечения, а граница лесного участка, лесничества и лесопарка должна быть соответствующим образом сдвинута (ч. 3, 12 ст. 60.2). Если лесной участок полностью попадает в границы земельного участка или пересекается с ним более, чем на 95% площади лесного участка, лесной участок подлежит снятию с кадастрового учета (ч. 11, 12 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ). При этом площадь образуемого земельного участка должна быть определена таким образом, чтобы обеспечить возможность эксплуатации здания по назначению
Важно! Данная норма применяется исключительно при следующих условиях

  • права на здание возникли до 01.01.2016
  • права на здание возникли до того, как сведения о границах лесных участков, лесничеств и лесопарков были внесены в кадастр.

Пример №3

Органом регистрации прав (Росреестром) была выявлена реестровая ошибка, заключающаяся в наложении границ земельного участка, права на который были зарегистрированы до 01.01.2016, и лесного участка.

Разрешение проблемы в соответствии с новым законодательством.

Росреестр обязан самостоятельно без уведомления и согласия правообладателей или распорядителей лесного участка изменить границы и площадь лесного участка так, чтобы устранить пересечение с границами земельного участка (ч. 4, 10 ст. 60.2. Федерального закона №218-ФЗ).

Пример №4

Довольно странная ситуация урегулирована частью 5 ст. 60.2 вышеназванного федерального закона. Речь идет о земельном участке, имеющем по данным ЕГРН разрешенное использование «для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и (или) эксплуатации жилого дома», однако отнесенном к категории земель лесного фонда. Отмечу, что в соответствии с положениями Лесного Кодекса и Земельного Кодекса такие виды разрешенного использования для земель лесного фонда не предусмотрены, поэтому внесение подобных сведений в ЕГРН изначально противоречит здравому смыслу и закону, однако мой личный опыт говорит о том, что «невозможное возможно». Поэтому в ряде случаев норма права, разрешающая такое противоречие может стать актуальной.

Разрешение проблемы в соответствии с новым законодательством.

Разрешенное использование земельного участка «для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и (или) эксплуатации жилого дома» сохраняется. В сведения о категории земель вносятся изменения. Если участок находится в границах населенного пункта, то ему присваивается категория «земли населенных пунктов». Если участок находится за пределами населенного пункта, то ему присваивается категория «земли сельскохозяйственного назначения» (ч. 5, 10 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ).

Пример №5

Выявлено пересечение границ лесного участка и земельного участка, который по данным ЕГРН отнесен к землям запаса.

Разрешение проблемы в соответствии с новым законодательством.

В этом случае, в отличие от предыдущих, приоритет отдается землям лесного фонда. Граница земельного участка, отнесенного к землям запаса смещается в соответствие с границей лесного участка. Граница земельного участка, отнесенного к землям запаса двигается без уведомления и согласия правообладателя (части 9.10 Федерального закона №218-ФЗ).

Пример №6

Росреестром выявлено пересечение границ или наложение площадей двух лесных участков, а так же идентичные сведения об адресе или местоположении двух лесных участков, позволяющее предположить их полное или частичное совпадение.

Разрешение проблемы в соответствии с новым законодательством.

Росреестр готовит свои предложения о снятии лесных участков с кадастрового учета и направляет данные предложения в в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений (в Челябинской области это главное управление лесами). В течение 15 дней уполномоченный орган субъекта готовит свои предложения об устранении противоречий и направляет их в Росреестр. Если предложения от Главного управления лесами в срок не поступят, предложения Росреестра считаются согласованными и являются основанием для исправления реестровой ошибки в том числе путем снятия лесных участков с кадастрового учета. Если площадь пересечения составляет менее 95%, то вместо снятия лесного участка с кадастрового учета, Росреестр может изменить границу лесного участка (ч. 16 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ).

Данная норма не применяется к лесным участкам, образованным:

  • для использования лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, 
  • разработки месторождений полезных ископаемых
  • строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью 

Для того, чтобы Росреестр получил право снять пересекающийся лесной участок с кадастрового учета, участок должен удовлетворять одновременно следующим требованиям (ч. 15 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ):

  • Участок не имеет установленных границ (определенных с помощью координат);
  • На участок не зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования;
  • Участок, подлежащий снятию с учета, поставлен на учет ранее других лесных участков

О снятии лесных участков с орган субъекта федерации, уполномоченный в области лесных отношений, а так же лиц, в чью пользу установлены ограничения и обременения лесных участков (ну надо же и про них вспомнили).

Важно!

Вышеназванные нормы права применяются с большим количеством оговорок, предусмотренных частями 6-8 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ, а так же частями 1-3 статьи 10 Федерального закона №280-ФЗ
1. В частности, они не относится к земельным участкам, попавшим в границы особо охраняемых природных территорий и территорий объектов культурного наследия даже если на момент выявления реестровой ошибки (пересечения с границами лесного участка и т.п.) границы особо охраняемой природной территории, территории объекта культурного наследия еще не установлены.
2. Описанные изменения не относится к земельным участкам сельскохозяйственного назначения, оборот которых урегулирован Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», если имеются материалы земельного надзора, подтверждающие сведения об использовании участка не по целевому назначению.
3. Изменения так же не относится к землям промышленности, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.
В тоже время все вышеназванные оговорки утрачивают свое значение и Росррестр все равно обязан сдвинуть границу лесного участка в соответствии с наложенной границей земельного участка если в течение трех месяцев после выявления наложения от органа, уполномоченного на защиту прав РФ в области лесных отношений, не поступит заявление об оспаривании прав на наложенный земельный участок (ч. 8 ст. 60.2 федерального закона №218-ФЗ, ч. 3 ст. 10 Федерального закона №280-ФЗ).


Вывод:

Нельзя не отметить, что законодатель, вводя упрощенный механизм устранения противоречий в сведениях о лесных участках и участках иных категорий, как будто начисто забыл о правах лесопользователей, которые зачастую приобретали права на использование лесных участках на аукционах. Если права арендаторов лесных участков, которым их участки предоставлены для размещения линейных объектов, разработки и геологического изучения недр, учтены хотя бы в некоторых случаях, то о правах иных арендаторов законодатель как будто забыл вовсе. Сразу хочется вспомнить знаменитую поговорку «Лес рубят — щепки летят».

Автор материала СкворцоваТатьяна Владимировна


Записаться на консультацию к автору статьи можно по телефону

тел, WhatsApp: 8-908-080-00-35

 e-mail: practica74@bk.ru

ВАРИАНТЫ ПОМОЩИ (В ТОМ ЧИСЛЕ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ИЗ ЧЕЛЯБИНСКА):

  • Обсуждение в пределах 10 минут - бесплатно (без просмотра документов, не является консультацией);
  • Устная консультация (лично или по телефону) - 2000 руб./час. (для телефонной консультации документы предварительно высылаются на электронную почту, оплата производится безналичным путем);
  • Письменный разбор ситуации со ссылками на закон и судебную практику. Разработка пошагового плана действий с учетом рисков. Ответ направляется на электронную почту. - от 10 000 руб. (отличается от правового заключения отсутствием "красивого оформления" и более низкой ценой)
  • Подготовка иска, жалобы, отзыв или другого судебного документа по земельному спору, разработка позиции по делу  - от 12 000 руб. до 30 000 руб;
  • Разработка сложного договора с земельной спецификой  - от 10 000 руб.;

Об авторе подробнее здесь